13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя

Дата праздника связана с днем рождения Гая Цильния Мецената — известного римского аристократа, покровителя художников, артистов, музыкантов. От его имени, как нетрудно догадаться, произошло и нарицательное слово "меценат".

О. К. Хотя у нас нынче больше в ходу слово "спонсор" — интересно, от чего произошло? От латинского же — и что б мы делали без латыни?! —  "spondeo", то есть "ручаюсь, гарантирую".

И смотри, что пишет многоумная "Википедия": "Спонсор — индивидуум или группа, которая обеспечивает поддержку, подобную благотворителю. Однако, в отличие от благотворительности, спонсирование не носит бескорыстного характера. Спонсирование может быть договорным, обмениваться на рекламирование с целью популяризации товара или юридического лица…" Есть нюансик, согласись, и разница между первыми и вторыми, между меценатами и спонсорами! А у нас — все "в кучу"…

Н. П. Соглашусь, разница есть — в отсутствии бескорыстия у вторых. Благотворители действуют по зову души, из сострадания и желания быть сопричастными к чужой судьбе. И для этого совершенно не обязательно быть меценатом или спонсором, то есть обеспеченным, богатым человеком, финансово поддерживающим страждущих. Это сложнее, на мой взгляд, чем просто выделить некую сумму на доброе дело. Здесь душевные, физические силы приложить нужно, время свое потратить — на организацию питания бездомных, например, или проведение праздника в детском доме. А в современное спонсорство… это как копеечку нищему в шапку бросить и побежать дальше по своим делам. Вроде и совесть спокойна, и душой не слишком напрягся.  Но при этом, Ольга, вдохновение, стимулы для того, чтобы творить добро, наверное, необходимы.

О. К. Наверное… Вдохновение, стимулы или в самом деле какая-то  потребность души делать добро. Для истинно верующих людей тут все просто, по-моему:  раз бог "велел делиться", значит, так и надо: жить по божьим заповедям… Но бывает же, что и словно в какую-то "сделку" люди входят с высшей силой: мол, пожертвую на благие дела, отстегну от щедрот — и тем грехи свои замолю… Бартер с богом такой, прости господи,  — а хорошо ли это? Или тут все равно, какие побуждения у человека, важен только результат? Вот, интересно, как это было у наших российских, знаменитых Саввы Мамонтова, или Морозова, или Бахрушина, Солдатенкова, Третьякова, наконец? Просто "спешили делать добро" они или все-таки каких-то "дивидендов" ожидали?

Н. П. Мне кажется, нуждающимся важен результат, а не причина, подтолкнувшая того или иного толстосума к благотворительности. И в наших нынешних условиях вообще капризничать не приходится. Социально ответственный бизнес в России только зарождается, здесь нет конкурентов, только несколько крупных компаний, способных поддерживать благотворительные программы. И спасибо, что они есть! Ты недавно мне очень интересную новость прислала о том, что в Эрмитаже проводится "День спасибо", на котором чествуют современных меценатов. Это название праздника подчеркивает, что при дефиците законодательной поддержки меценатской деятельности в России наши власти и общество должны научиться хотя бы благодарить жертвователей. Ты с этой идеей согласна?

О. К. Вот с этим — абсолютно! Мы с тобой как-то насчет "спасибо" уже общались, если помнишь, была у нас такая тема обсуждения — о чувстве благодарности; но не грех и не лишне еще раз сказать и повторить, мне кажется, ведь иной раз люди не то что забывают сказать другому человеку это самое "волшебное" слово, а словно бы не считают нужным, поскольку уверены, что им все вокруг обязаны.  И ведь заметь, что так порой поступают не старики, не пожилые, не ветераны, которым мы действительно по гроб жизни обязаны самим порой фактом своего существования, и не выплатить никогда эту дань признательности и уважения… А совсем даже другие, молодые и здоровые… Ладно, как-то я ушла от темы, но в самом деле: неважно, что там было на уме — или даже на душе!  — у того олигарха, который сделал какое-то доброе дело для людей, для детей, для стариков, для сирот. Главное — что сделал, и "спасибо" говорить надо, и чтобы про это узнавали другие люди — тоже надо. Но вот ведь незадача — и ты, по-моему, знаешь это не хуже меня: начинаешь что-то
писать о таких благотворительных акциях каких-нибудь крупных компаний, а тебя тут же за руку хватают: реклама!

Н. П. А ты считаешь, что информация о благотворительной деятельности может кого-то сагитировать на доброе дело? Ольга, у нас спонсируют то или иное мероприятие — сама же об этом говоришь! — когда у фирмы, компании есть интерес. Примеры других для них не в счет. "Спасибо" же должны говорить те, кому реально помогли, тут я согласна. А газетные полосы и время телевизионное, на мой взгляд, полезнее отдать рассказам о тех, кто нуждается в той или иной поддержке. Тоже, кстати, благое дело — призвать общественность к состраданию. И такие сюжеты-репортажи больше пользы приносят. Бывает, что и не слишком обеспеченные люди откликаются, находят возможность помочь  словом, делом. Я вообще, если честно, не очень люблю, говоря  о благотворительности, обсуждать финансовую сторону. Далеко не всегда она нужнее и отнюдь не в каждом случае решает все проблемы. 

O. К. Согласна, не в деньгах — и не только в деньгах! — дело, но хотя бы упомянуть-то, по имени назвать? А то получается ведь нелепо, когда приходится писать что-то вроде: "Веселый и душевный праздник для пенсионеров устроила некая компания-корпорация, которую мы не будем называть, дабы ее не рекламировать…" А почему бы стране и не знать своих героев в данном случае? Вот ты меня убей, а я этого не понимаю… То есть чего там лукавить — понимаю, конечно.

Н. П. Вообще не все так плохо. О крупных благотворительных фондах, меценатах и спонсорах в стране все-таки знают  из тех же СМИ. И о них говорят и пишут, в том числе и в "МП". Легко могу назвать несколько: например, фонд помощи хосписам "Вера" или актер Гоша Куценко, помогающий детям с ДЦП, большую работу по благотворительной деятельности проводит Московская торгово-промышленная палата и так далее. Они работают постоянно, аккумулируя и средства, и время, и силы, и душу. А разовое проведение праздника для стариков — это еще не благотворительная деятельность. Есть у компании какие-то неизрасходованные средства, которые надо обязательно потратить, вот она и проводит "мероприятие". Так ведь тоже бывает! И такие однодневки, на мой взгляд, ничего общего с меценатством не имеют и никакой известности в обществе не заслуживают.

O. К. А я считаю, что заслуживают — любые добрые дела заслуживают! "Однодневка" или "многодневка" — какая разница? У кого какие возможности, тот столько и делает, так и помогает; сама же говоришь, заметила вначале, что социально ответственный бизнес у нас только зарождается, и кто-то здесь только первые шаги делает — почему ж его не поддержать? Тем самым добрым словом "спасибо", которое и кошке приятно…

Н. П. Так нет противоречий, Ольга. Поддерживают! Но тех, кто не корысти ради, а по состоянию души, из сострадания, желания помочь вступает на путь меценатства. И давай в этот день все-таки не забывать о тех, кто свое свободное время дарит одиноким старикам, сиротам, бездомным животным… О тех, кто творит благо своим большим сердцем, не скупясь на сочувствие, теплоту и посильную помощь. Вот им прежде всего низкий поклон и огромное СПАСИБО!

Оставить комментарий