80 тысяч россиян поменяли сотового оператора с сохранением прежнего номера. Правда, не без проблем

80 тысяч россиян поменяли сотового оператора с сохранением прежнего номера. Правда, не без проблем

Защитники прав потребителей бьют тревогу: мобильные компании делают все возможное, чтобы подольше задержать абонентов в своих сетях.

Как заявил руководитель ОЗПП "Общественный контроль" Михаил Аншаков, сотовые компании всячески затягивают процесс перехода своих абонентов к другим операторам, несмотря на то, что технически, по заявлению тех же участников мобильного рынка, операторы к этой процедуре готовы давно.

Напомним, что возможность менять сотовую компанию с сохранением телефонного номера, освобождаясь тем самым от так называемого мобильного рабства, россияне получили еще в декабре прошлого года. Однако до сих пор этот процесс не отлажен.

— В ОЗПП с декабря стабильно поступают жалобы абонентов, которые не могут перейти к другому оператору. Многие — именно с этого самого декабря. Причины отказа, как правило, связаны с неправильно заполненными документами на переход. Например, клиент не указал в заявлении свой адрес, который был прописан в первоначальном договоре. И не важно, что человек уже лет десять не живет по этому адресу и может его просто не помнить. Или написал заявление неразборчивым почерком. Или еще что-то. Или, скажем, у оператора возникли технические проблемы, из-за которых переход временно невозможен. Любопытно, что заявления по другим вопросам, чтобы избежать ошибок, потребителям помогают заполнять сотрудники офисов, а в случае с переходом к другому оператору намеренно затягивается процесс. Причем формально придраться не к чему: документ должен быть оформлен правильно. Человеку указывают на ошибки, он их исправляет, подает заявление, покидает офис, потом в бумаге находят еще ошибки, человек вынужден прийти в офис еще раз, и так далее. Вообще массовость явления говорит в пользу того, что у операторов существует негласная внутренняя инструкция, этакий корпоративный стандарт: затягивать процесс по максимуму, искать любые предлоги, чтобы клиент как можно дольше оставался с ними. Причем в большей части это касается "Билайна" и МТС. "Мегафон", по нашим наблюдениям, оформляет все без особых проблем.

Усложняет процесс, по мнению защитников потребителей, еще и то, что дистанционно оформить процедуру нельзя (все-таки это расторжение договора, для которого приходится обязательно ехать в офис сотового оператора), а также то, что "большая тройка" в данном случае чувствует свою полную безнаказанность, ведь никаких санкций на такой случай карающими и надзорными органами не придумано.

— Примечательно, что за рубежом процесс перехода от оператора к оператору с сохранением номера прост, быстр и элементарен, — говорит Аншаков. — Потому что есть контролирующие организации, и если человек пожалуется туда на малейшую проволочку со стороны мобильной компании, у той моментально возникнет куча проблем. Наши же по сути могут безнаказанно затягивать процесс чуть ли не до бесконечности. В итоге многие люди, чтобы сэкономить время, остаются у прежнего оператора, откладывая переход на потом.

Между тем с 1 марта вступил в силу норматив, все-таки предполагающий штрафные санкции для операторов, затягивающих сроки перевода абонентов. Если в течение восьми рабочих дней после приема заявления перевод не был осуществлен, оператор обязан предоставить абоненту бесплатную связь. Но в законе, говорят в ОЗПП, не указаны сроки, в которые оператор должен принять заявление, тогда как отсчет начинается именно со дня его официального принятия. Вот корпорации и стараются как можно сильнее замедлить процесс.

Но так или иначе, медленно, но верно, россияне все-таки начали менять операторов. Как рассказали "МП" в Центральном НИИ связи, отслеживающем процесс избавления от мобильного рабства, по состоянию на 18 марта, в стране подано уже 181952 заявки на перенос номера, а счастливыми перебежчиками стали обладатели 81428 телефонных номеров. И тенденция к переходу стабильно высокая — желающих явно не убавляется.

Если брать статистику по операторам, то среди "большой тройки" лидером по количеству принятых "чужаков" является "Мегафон".

В период с 1 декабря прошлого года  по 13 января нынешнего (к сожалению, у статистиков пока есть данные только на это число) доля пер
еходов к "Мегафону" составила 43% от всех переносов. Второе место у МТС (31%), третьим идет "Билайн" ("Вымпелком") с 19%. Tele2 принял в свою сеть 6%. Остальная доля пришлась на региональных операторов.

Что касается регионов-лидеров, то тут статистика вполне ожидаема. С большим отрывом лидируют Москва с Московской областью. Второе место — за северной столицей. Затем идут основные города-миллионники. Исключение — вырвавшаяся на третье место Волгоградская область и попавшая в десятку Воронежская.

В идеале процесс перехода должен происходить достаточно легко. Для его осуществления у абонента не должно быть задолженности перед старым оператором. Он должен быть готов заплатить за процедуру 100 рублей: при переходе требуется замена сим-карты (так что не забудьте перенести с нее все нужные данные на новую), при этом старая симка не изымается, а работает еще какое-то время, а когда произойдет перекидывание номера из одной сети в другую, нужно будет вставить уже новую. Перенос происходит максимум в течение 8 дней для физлиц. Услуга предоставляется внутри одного региона.

Что нужно от вас? Проверить паспортные данные и отсутствие долга у старого оператора. С паспортом обратиться в офис компании, к  которой вы хотите перейти. Получить от нового оператора симку (пока еще не активную), договор, а также дату и время "телепортации" вашего номера — именно в этот час Х старая симка перестанет работать. Дальше нужно вставить новую карту, подождать несколько часов (в норме ограничения связи могут наблюдаться до 6 первых часов), и начать наконец скандировать: "Мы не рабы, рабы не мы".

Тем, кто дружит с интернетом, будут полезны три основные ссылки. Для перехода к МТС следует выполнить действия, указанные на странице: http://www.mts.ru/mob_connect/services/administration/mnp/. Тем, кто выбрал "Мегафон", нужно заполнить заявку на сайте megafon.ru/mnp/. Почитателям "Билайна" стоит сходить на http://moskva.beeline.ru/customers/products/mobile/services/details/mnp/. Потенциальных клиентов Tele2 ждут здесь: http://mnp.tele2.ru/.

Так почему люди жаждут вырваться из мобильного рабства? Как правило, превалируют в этом вопросе всего несколько причин: сотовый старого оператора плохо "берет" там, где человек часто бывает (скажем, на даче), а вот с новым проблем нет; дорогие тарифы у одного и приемлемые — у другого; таинственное списывание денег со счета (но этим, похоже, грешат все операторы — достаточно почитать форумы); раздражает качество обслуживания (например, медленный интернет). 

С минусами более-менее понятно, но есть же, наверное, и плюсы?

— Ну, возьмем, например, самую типичную ситуацию, — объяснил "МП" специалист по обслуживанию телекоммуникационных сете Григорий Перепелкин. — Вам нужно позвонить человеку на мобильный. Если раньше, при одном только взгляде на номер, было ясно, к какому сотовому оператору "приписан" его телефон, то сейчас это станет совершенно непонятным. А значит, сразу возникнет неопределенность с тарификацией, ведь на "чужие" номера звонки у всех дороже. Дальше. Если вы владеете так называемым vip-номером, то есть, не федеральным, а, скажем, московским с кодом (495), его, как бы сильно не было желание, перенести нельзя — технически это пока вопрос очень дальней перспективы. Дальше. Пока система не отлажена, как следует, после перехода клиента могут ждать некоторые технические проблемы. Начиная с "глюков" у самих операторов (вроде отказов ИТ-систем сотовых операторов и оператора базы данных перенесенных номеров), возникающих при попытке передать номер другому абоненту, и заканчивая сложностей с пополнением баланса. Например, многие платежные терминалы не получают регулярных обновлений базы, поэтому внесенные деньги могут либо вообще не найти своего адресата, либо долго блуждать в его поисках. Многие "перебежчики" еще жаловались, например, на временное отключение части услуг, невозможность каких-то вызовов. В общем, на мой взгляд, процесс пока выглядит достаточно сырым и не очень хорошо отлаженным, и бросаться к другому оператору можно, если прежний действительно довел вас до "ручки". Тем более что многие проблемы решаются приобретением телефона с двумя или даже тремя симками от разных компаний — с такого можно звонить, каждый раз используя ту симку, которая в данном случае выгоднее. Да и, строго говоря, мы живем в достаточно усредненном мире. Цена, качество связи и набор услуг стали у "большой тройки" в последнее время практиче
ски равнозначными, так что стоит лишний раз подумать, а нужно ли менять шило на мыло, и будет ли в чужом огороде ботва зеленее.

Оставить комментарий