«Цветочки» из торговой точки

"Цветочки" из торговой точкиРисунок: Игорь Кийко

За витриноймагазина невеселая картина

 

Недавноруководитель столичного Департамента торговли и услуг заявил, что число жалобмосквичей на магазины в прошлом году увеличилось в три раза. Ну, сказать, чтоторговля зачастую вызывает у потребителя отрицательные эмоции — значит ничегоне сказать. У любого гражданина в любой точке страны с ходу наберется несколькослучаев, когда ему пытались сбыть (или сбыли) просрочку, обсчитали и т. д. Воти москвичи жалуются на просроченный товар, грубость персонала, обсчет, обвес,грязь.

   Надо отметить: обсчитывают в магазинах нынчелегко и непринужденно. Чтобы этого избежать, приходится заучивать наизусть ценыи просматривать прямо в магазине выданный чек. Раз я там нашла дважды пробитыйтворог (а покупала всего одну пачку). Между прочим, цена ему — почти полтинник,так что обманули практически на 50 рублей. Если учесть, что незадолго до этогоменя таки обсчитали на такой же полтинник в хозяйственном магазине, где язабыла чек и без него никому ничего уже не доказала, то мало не покажется.Обсчет — не единственное для потребителя неудобство в магазине. Например, внаходящемся в шаговой доступности от моего жилья сетевом магазине всегда немытыеполы, грязные столы, на которых люди пакуют свои покупки, ячейки закрываются наключ через одну, на полках зачастую просроченная молочная продукция, некоторыевиды овощей не продавать надо, а просто выбросить ввиду их нетоварного вида.Однажды, правда, там вдруг наступила благодать — все починили и отмыли, потомучто приехали с инспекцией заграничные учредители. Ну, их-то в магазине уважили,это мы, свои, ни разу не удостоились. Иностранцы быстро уехали, и прежние устоизаняли в магазине свое прочное место. Фонарь на входе включают только послезамечания: дескать, еще не стемнело окончательно. И это в то время, когда всеуличное освещение уже работает. При этом покупатели, выходя из ярко освещенногопомещения в темноту, ищут ступеньки на ощупь. А магазин в это время экономит налампочке. Так и живем: мы для торговли, а не она для нас. Так было в советскиевремена, так и теперь. Причины разные, а результат один и тот же.

   Но все же, справедливости ради следуетсказать: на самом деле возросшее количество жалоб вовсе не означает прямопропорционального ухудшения работы магазинов. Если уж говорить о проблеме, тонадо сознаться: контроль торговых точек, которые чаще всего являются объектамималого и среднего бизнеса, ослаб, когда мы приняли закон, по которомуконтрольные органы имеют право приходить с проверкой только раз в три года и спредупреждением за три дня. Вроде бы хотели оградить предпринимателей отизлишней «внимательности» некоторых контролирующих специалистов, отбесконечных поборов, на которые жаловались бизнесмены. Но однобокостьзаконодательства стала очевидной довольно скоро. Что же касается жалоб, тоэксперты считают: их возросшее количество в последнее время связано не с резкоухудшившимся положением дел в столичной торговле, а с тем, что народ сталграмотнее и начал чаще жаловаться на недостойное поведение той или инойторговой точки. Люди устали от хамства и наплевательского к себе отношения.

   — К неудовольствию продавцов, людидействительно стали чаще жаловаться, — прокомментировала ситуацию нашей газетеюрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» МарияСвиридова. — Это хорошо, потому что по жалобе тот же Роспотребнадзор обязанпровести внеплановую проверку. Но даже по жалобе контролирующие органы обязаныприйти с проверкой, предупредив за три дня. Понятно, что за это время вмагазине успеют убрать подальше всю просрочку. Однако если жалоб на один и тотже объект торговли будет не одна-две, а три сотни, это, безусловно, привлечетвнимание контролирующих органов. Конечно, когда принималось законодательство,ограничивающее возможность контроля, многие понимали, во что это выльется, чтоослабление контроля чревато и злоупотреблениями. Ведь далеко не всепредприниматели воспринимают себя еще и потребителями и осознают, что усугубившаясяситуация может обернуться против них самих. У нас по законодательствупросроченные продукты не должны находиться в торговом зале. Здесь никакиеотговорки типа «мы покупателей предупредили» не действуют.Просроченные продукты несут угрозу нашему здоровью и даже ж
изни. Именно поэтомусегодня граждане не должны оставаться равнодушными к нарушениям в торговле,должны обращаться с жалобами в Роспотребнадзор. Другого механизма насегодняшний день нет.

   Кстати, это не первый случай, когдазащитники прав потребителей советуют гражданам писать жалобы в территориальныеподразделения Роспотребнадзора (они есть в каждом округе столицы). Практикапоказывает: это достаточно действенный механизм. Тем более, что сегодня можноне только принести заявление в соответствующее подразделение столичногоРоспотребнадзора, но и позвонить на «горячую линию».

   Однако возникает вопрос: неужели государствотак навсегда и оставит нас наедине с нечистыми на руку продавцами? Ведьсуществовал же раньше жесткий госконтроль, и не нужно было потребителю сначалапортить нервы в магазине, потом писать куда-то заявления или объяснять сутьжалобы по телефону. У кого-то есть лишние полчаса и принципиальность, чтобынанести обидчику ответный удар в виде претензий с требованием проверить инаказать, а у кого-то и характер отходчивый, и весь рабочий день расписан поминутам.

   — Последний пленум Верховного суда РФговорит о том, что о потребителях наконец вспомнили, — говорит Мария Свиридова.- Думаю, вполне возможно создать такую схему, согласно которой будетучитываться первичность нарушения, вторичность. За повторные нарушения можнообъект и закрыть. Это наиболее действенный способ: пока нет угрозы бизнесу,предприниматели не очень-то реагируют на увещевания.

   Действительно, штрафы за нарушения, какправило, для нарушителей вполне посильные: заплатил — и работай дальше себе на200-процентную прибыль, а потребителю в убыток. Ведь для внеплановой проверкитому же Роспотребнадзору придется получать разрешение прокуратуры. И это в ситуации,когда, зайдя практически в любой магазин (даже не экономкласса, а достаточноэлитный), обязательно найдешь какое-нибудь нарушение. Все-таки факторвнезапности для торговли хороший был стимул. Вдруг вот эта нудная бабулька иливон тот молодой человек осуществляют контрольную закупку? Страшновато как-топопадаться. Может этот фактор внезапности стоит вернуть? Что-то типа: к намедет ревизор инкогнито. И под занавес — гоголевская немая сцена.

 

Оставить комментарий