Не всякий иностранный опыт стоит перенимать

Не всякий иностранный опыт стоит перенимать

Что имеем — нехраним, а то и не ценим… Это понятно, такая у нас традиция испокон веков. Воти к московскому метро мы тоже уже давным-давно привыкли. И потому мало какимсобытиям, с ним связанным,  удивляемся. Ивдруг — в столице маленькая сенсация: меняется схема метро. Народзаинтересовался: какой она должна быть? Пустяк, казалось бы, а дело касаетсямиллионов. Речь идет ни больше ни меньше, как о современной «нитиАриадны», которая тоже помогает выбраться из лабиринта.

 

      От действующей сейчас схемы многие не ввосторге: «Топографически некорректна, не отражены наземные привязки кместности». Объявили конкурс. В итоге главными претендентами на победустали три варианта. Какой примут — его все равно тоже когда-нибудь придетсяменять — до 2020 года собираются построить еще 145 километров метропутей.Словом, все течет, все изменяется. Но вот что любопытно — как москвичи и гостистолицы честили и нынешнюю схему московской подземки, и ту, что была до нее.Мол, все так запутано, непонятно, лучше бы поучились у Лондона или Берлина -вот там схемы самые современные, самые лучшие… Честно говоря, такие оценки неочень-то справедливы. Да и задели они многих москвичей, которые, несмотря нанынешние недостатки, все-таки любят свое метро.

      У ведущих европейских столиц действительноесть множество транспортных особенностей, до которых нам, увы, пока еще далеко.И есть нам чему поучиться, это правда. В том числе и по ведомству подземки.Например, на Западе часто метро и электрички так взаимозавязаны, что порой неотличишь — в метро ли ты сейчас едешь или просто на обыкновенной электричке,которая потом направляется за город. Комфорт одинаковый. Удобно и горожанам, ижителям пригорода. Правда, интервалы движения даже в метро там могутрастягиваться очень надолго. В Москве такого не бывает.

      Но вернемся к схемам. Все москвичи,которым хоть когда-то приходилось бывать, скажем, в Лондоне, Берлине или другойевропейской столице с собственным метро, наверняка обращали внимание на такуюкартину. Стоит пассажир-лондонец или берлинец на перроне. Рассматривает схемуместного метрополитена. И про себя чертыхается: «Привет от Ариадны.Запутано-то как!..»

      А тамошние схемы, ко всему прочему, обычнопредставлены в таком мелком масштабе, что человеку со 100-процентным зрениемвглядываться приходится, не говоря уж про людей с близорукостью. А приезжие тами вовсе поначалу в растерянности. До тех пор, пока хоть немного не привыкнут кконфигурации взаимопересекающихся линий маршрутов, не приладятся к клубочнойсхеме — явно ощущают себя не в своей тарелке. Может, для людей с техническимобразованием, привыкших читать чертежи, это не проблема. Но во всяком случае большинствоприезжих там часто чувствуют себя не всегда неуютно. По поводу крючкотворстваместных схем нередко ворчат даже многие местные жители. И это не пропагандавремен холодной войны, а объективные наблюдения.

      Абсолютное большинство москвичей, попавших,скажем, в лондонскую подземку, с большой тоской вспоминают в первый миг имосковское метро, и его схемы, которых, к счастью, достаточно много, имосковскую инфографику.   

      — Ориентироваться в московском метрогораздо удобней и проще, чем в его западных аналогах — факт, — говорит экспертпо туризму Наталья Вареник. — Настаиваю: такая оценка — совсем не кваснойпатриотизм, а констатация факта.

      Аналогичного мнения придерживаются имногие иностранцы, которые попадают в московское метро. Здесь все достаточнопонятно и удобно, людей только многовато. Что есть, то есть. Вот и выходит, мывпереди планеты всей не только в области балета. За что по праву надо быпоблагодарить и московских метрополитеновцев, и тех, кто когда-то придумал ипостроил московское метро с его подземными дворцами и гигантской пропускнойспособностью. На одной только станции «Площадь Революции» 76изумительных бронзовых скульптур — настоящий музей. А по пропускной способностини берлинское метро, ни лондонское нашему и в подметки не годятся.Единственные, кто нас здесь чуть-чуть опережает, так это японцы. У нас всреднем ежедневно на метро ездят более 8 миллионов человек. Лондону, гдепоявилось самое первое метро в мире — 1863 год, до нас в этом смысле далеко какдо луны. Только в страшном сне можно представить, как в знаменитую лондонскуюподземку, саму
ю первую в мире, спускаются 8 миллионов человек и что с ним после этого будет.

      — История нашего, московского метроначалась далеко не в 1935 году, когда была запущена первая линия «Парк культуры»- «Сокольники», — рассказывает историк транспорта Никита Бердов. -Впервые о необходимости строительства московского метро, завидуялондонцам,  заговорили еще… в конце XIXвека. Но до первых проектов и первого официального обсуждения дело дошло тольков 1902 году, когда в городе проживали уже более миллиона человек. Кто запоролпервый проект московской подземки? Московская городская дума тогда и запорола.С резолюцией авторам проекта: «Господам Кнорре и Балинскому в ихдомогательствах отказать». Пожалели денег, да и, как говорят, трамвайноелобби приложило руку. Потом помешала Первая мировая война. Потом в началетри-дцатых годов прошлого века арестовали всех метростроевских»инженеров-вредителей»… И лишь в 1935 году появилась первая веткаметро, которое до сих пор считается самым красивым в мире.

      Кстати, самая первая схема московскогометро появилась  в том же 1935 году:прямая линия с ответвлением от «Охотного ряда» до»Смоленской». Схему эту еще называли «вилкой». Там же былиобозначены расстояние между станциями, время в пути и даже интервалы движения.Первая схема с цветными линиями появилась в 1958 году.

А самой удобной,понятной и рациональной до сих пор считается схема 2002 года: ничего лишнего,все четко и видно издалека. Рисовали ту схему, не оглядываясь на «лучшиемировые образцы», лучший-то получился у нас. Так что все сегодняшниепопытки подстроиться под чей-то метростиль не очень-то рациональны.

      Главное — не превращать эту схему изволшебного путеводного ариаднина клубка в сплошной запутанный и заумный кошмардля пассажира, где авторы пытаются втиснуть в схему (а это не карта!) иобозначения наземных дорог, и даже крупные торговые центры. Все должно быть какв лучшем московском варианте: понятно и информативно. Схема должна быть добрымгидом, а не заумью «специалиста», который и сам-то в метро раз в годездит. Ведь если здесь накуролесить — пострадают миллионы пассажиров, амосковское метро сегодня — это больше половины всех пассажирских перево-зок вгороде. И до сих пор ему есть чем гордиться. Будет в таком метро удобно ездитьи существовать — тогда и авто-владельцы, глядишь, туда потянутся, и пробки вгороде рассосутся. В том числе и благодаря удобному путеводителю по подземке.

Оставить комментарий