Общественный транспорт может перейти в руки частников

Общественный транспорт может перейти в руки частников

НедавноДепартамент транспорта сообщил о грядущем новом эксперименте: выставить один изавтобусных маршрутов на открытый аукцион. Тот, кто купит маршрут, ежегоднобудет получать 50 миллионов из бюджета столицы, независимо от количестваперевезенных людей. Все, что требуется от компании-исполнителя, — девятьнизкопольных автобусов, готовых ходить с интервалом в 14 минут… Мы попыталисьвыяснить, что ждать москвичам от возможной приватизации общественноготранспорта.

 — Впервую очередь то, что предлагает департамент, нельзя назвать экспериментом! -рассказал о своем видении ситуации начальник управления перевозками компании»Автолайн» Павел Аленичев. — Речь идет о маршруте 22, что идет отНАМИ до улицы 8 Марта. Сейчас там ходят всего шесть автобусов. Естественно,если увеличить число до девяти, как предлагают в департаменте, то интервалысократятся в полтора раза. Но проблема-то в другом…

      Как пояснил Павел Владимирович, сейчасэтим маршрутом пользуются в основном пожилые люди, так как работящему народу онневыгоден: автобусы ходят три раза в два часа. Ко всему прочему у данногомаршрута есть множество альтернативных, правда с пересадками, так что, передавпуть в руки частных извозчиков, сотрудники департамента никак не решатпроблему. По мнению Аленичева, в департаменте данный маршрут выбрали неслучайно, он один из самых характерных: не популярный, неудобный для большинстваграждан и затратный. 

      — Из-за малого количества автобусовсуществует большой интервал в появлении оных. Но проблему может решить даже сам»Мосгортранс» — нужно пустить не девять низкопольных дорогихавтобусов, а 15 ПАЗиков или ФИАТов, которые тоже есть в наличии угосперевозчика. Небольшие автобусы и в пробках будут меньше стоять, и ходить, всилу их большого количества, станут чаще. Ведь в среднем сейчас речь идет оперевозке 10 — 15 человек за раз.

      По словам Аленичева, сейчас»Мосгортранс» сам решает, сколько и где автобусов пустить и по какомурасписанию. Что же касается частников, то те, желая извлечь максимальнуюприбыль и будучи не на дотации у государства, начнут ездить тогда, когдавыгодно. Только представьте: закупает какая-то компания нужное количествоавтобусов, выигрывает аукцион и начинает обслуживать клиентов. За каждыйпройденный километр департамент обещает не меньше 70 рублей, а в общей сложности в год на обслуживание маршрутапланируют истратить  50 миллионов рублей.При этом и департаменту, и перевозчику все равно, сколько людей будут ехать вавтобусе. Попросту говоря, перевозчик получает деньги и не беспокоится опассажирах.

      — Этим самым нарушается сама связь междупассажирами и перевозчиком, — объяснил Павел Аленичев. — Потому что последнийне заинтересован в общении с первыми.

      И действительно, зачем тратить 50миллионов руб-лей, когда можно сэкономить, и это окажется только выгодным дляпотребителей?

      — Я полагаю, что хорошая задумка имееткоррупционную составляющую, — прокомментировал свое отношение к ситуации главаОбщества защиты прав потребителей «Общественный контроль» МихаилАншаков. — Цель благая: обеспечить людей транспортом, но на деле маршрутполучит какая-нибудь аффилированная транспортниками компания.

      И где гарантия, добавим мы от себя, чтоименно в это не выльется приватизация общественного транспорта в целом? Да,сейчас речь идет о небольшом эксперименте на одном маршруте, но не исключено,что спустя какое-то время полученный опыт признают положительным и начнут одинза другим распродавать маршруты…

— Перечаобщественного транспорта в руки частников — очень опасная затея! — поделилсяопасениями с «МП» депутат ГД Илья Пономарев. — Уже есть мировой опыт,который показывает, что ни к чему хорошему подобная практика не приведет.Например, в Лондоне весь наземный общественный транспорт когда-то передали вруки частников. В результате все популярные приватизированные маршрутыобслуживались на высшем уровне (как правило, это были маршруты в центрегорода), но все пути на лондонской периферии либо слишком протяженные рейсыобслуживались отвратительно! Причем перевозчики экономили на всем, включая иобслуживание самих машин. Общественный транспорт во многом
носит социальнуюфункцию, так что отвечать за него должны государственные лица, а не частные.

      Кстати, если подробно изучить современноеположение дел в Москве, то можно заметить: по городу в основном ездятмаршрутки-иномарки, а вот до каких-нибудь Красногорска, Королева или Химок, какправило, приходится добираться на потрепанных, разваливающихся»Газелях». Это очень показательно: даже сейчас, при наличии автобусовот «Мосгортранса», мы наблюдаем печальную картину — на дальних маршрутах частники экономят.

     — Когда я по городу ездил, было проще вомногом, — делится со мной в дорожной беседе водитель маршрутки 898. — Погороду  просто: сделал круг, всех развези отдыхаешь. С дальним маршрутом, вот как сейчас — от Крылатского на Рублевку,потом в деревни разные надо заехать, — очень устаю. Помимо этого, самоколичество людей значительно меньше, чем хотелось бы. А у меня расчет стаксопарком такой: я отдаю положенную выручку, а все остальное себе беру. Вслучае с дальним маршрутом получается, что себе я беру меньше, чем если быездил по городу. Думаю, как бы с частными автобусами так не произошло…

     В завершение отметим, что и некоторыеавтоэксперты раскритиковали идею:

     — Если у чиновников есть лишние 50миллионов — пусть пустят маршрутки по небольшим улицам, чтобы люди не томилисьв пробках! — высказался руководитель проекта «Право руля» СергейАсланян. — Я не понимаю, зачем нужно платить перевозчикам дополнительныеденьги, для начала неплохо было бы наладить систему с обеспечением транспорта  у монополиста — «Мосгортранса», — апотом уже и за других приниматься. А будут чиновники действовать иначе, ещебольшее число людей предпочтут автомобиль автобусу, и это будет вполне логично.

     — Общественный транспорт должен бытьгосударственным! — ответил на вопросы «МП» инструктор автовождения ируководитель проекта «Rulek.ru» Руслан Хасянов. — Я не понимаю, какможно даже один маршрут доверить целиком и полностью в частные руки. Это жеведь и стратегически важно — а если какой-нибудь теракт, взрыв или еще что-то вэтом роде? Вспомните «Домодедово» — как там после теракта частникизадирали цены. Так ведь может быть и с частными автобусами. Город должен иметьна каждом маршруте свои машины, независимые от каких-то автокомпаний.

     В общем, при подробном рассмотрении вопросавыходит, что от грядущего возможного передела транспортного рынка обычные людиничего не выиграют, а город понесет убытки. Понимают ли это наши чиновники, мывыясним в октябре. Именно в этом месяце планировали выставить на аукционобозначенный 22-й маршрут.

Оставить комментарий