По России до сих пор можно перемещаться, сохраняя инкогнито

По России до сих пор можно перемещаться, сохраняя инкогнито

На этой неделеисполняется ровно три года со времени, когда были совершены теракты на станцияхметро «Лубянка» и «Парк культуры». Тогда правоохранительныеорганы выяснили, что террористы пробрались незаметно в Москву намежрегиональных автобусах, в которых документы при продаже билетов не требуют.»МП» решила проверить, как сейчас обстоят дела с автовокзалами и можноли сохранить инкогнито, уехав из города или приехав сюда.

   О трехлетней годовщине теракта мы вспомнилиуже позже, когда проверка автовокзалов столицы шла полным ходом. Изначально насзаинтересовала активность правоохранительных органов, которые с самого началамесяца чуть ли не ежедневно отчитываются о массовой поимке нелегалов и как-тоуж очень активно патрулируют станции метро. Естественно, от компетентныхорганов узнать правду по поводу всего происходящего мы даже и не рассчитывали:ну какой полицейский признает, что город чего-то опасается? Поэтому мы попростурешили походить по вокзалам и попытаться купить билеты до другого города, так ине попав ни в какую базу.

   Первым под проверку попал Белорусскийвокзал. Выходим на одноименной станции метро и ищем, где тут останавливаютсямеждугородние автобусы. Работники вокзала толком не могли сказать, куда же намидти, но кто-то вспомнил про уже закрытую кассу, где как раз продавались билетына междугородние автобусы. Такая действительно оказалась: заброшенная, закрытаяи пустая. Лишь на стекле была визитка какой-то компании под безликим названием»Русские дороги». На визитке сообщалось, что автобусы до Смоленскаходят каждый час. Однако, позвонив по указанному номеру, мы выяснили, чтобилеты остались только на семь часов вечера (на дворе в тот момент былочетыре). Девушка тут же объяснила, как дойти до их кассы. 

   И вот мы на площади Тверской заставы, внужном помещении. Обычная комната, где люди сидят на металлических лавках исмотрят телевизор, а в углу касса.

   — Здравствуйте, девушка! А два билетика доСмоленска можно? — спрашиваю.

   — Конечно, на семь вечера. Каждый билет 700рублей. Брать будете?

   — Да, будем.

   — Ваши паспорта.

   — Ой, а у нас с собой нет. Можно послужебным удостоверениям? — протягиваю девушке редакционное удостоверениеФедорова и свое — о том, что состою в кружке авиамоделирования.

   Девушка готова взять и эти корочки, да мы»передумываем» и уходим.

   Дальше решено было разделиться, ибо вокзаловв столице много, а нас только двое. И я поехал на «Комсомольскую».

   Тут офис по продаже билетов поскромнее, затонаправлений в разы больше: Ростов-на-Дону, Самара, Черкесск, Казань, Нальчик,Ереван, Владикавказ и многие другие. Изображаю из себя туриста, желающегокуда-нибудь махнуть на выходные:

   — Девушка, а у вас билеты только попаспорту? А то у меня паспорт у родителей в Подмосковье, совсем нет желаниятуда переться. По служебному удостоверению можно проехать? — протягиваю всю туже корочку из кружка авиамоделирования.

   — Конечно, можно, — кивает девушка, — толькопотребуется устно сказать свои паспортные данные. Вам же не трудно будетпозвонить?

   Выходит, скажем, в Ереван я без паспорта непопаду, там меня наверняка таможня завернет, но вот внутри страны смогуперемещаться, полностью сохраняя инкогнито. Ведь паспортные данные можноуказать любые. Вряд ли у девушки в окошке есть паспортная база ФСБ.

   Курский вокзал, оказалось, тоже работает попринципу «Все флаги в гости». Официально тут нет автовокзала, ностоило подойти к таксистам, как те сразу же объяснили: вон за тем домом стоитавтобус до Новгорода, а за тем — вообще куда захочешь.

   Насколько легальны такие автобусы, я так ине понял, вроде как установленного маршрута нет. Но таксист тут жепоинтересовался:

   — Акуда тебе нужно-то?

   — Да куда-нибудь… Думаю на выходныесмотаться, достопримечательности какого-нибудь города посмотреть.

   — Так давай я тебя довезу…

   — Не… ты дорого возьмешь, дядя.

   На самом деле вопрос был не в цене.Согласитесь, если террорист едет с килограммами тротила, уж тысяч семь онсоберет на дорогу. Однако автомобиль или такси могут остановить, проверить. Авот рейсовые автобусы никто не останавливает. Так что нет никаких сомнений, чтодобраться на нем будет наиболее удобно для потенциальных правонарушителей. Изаметьте, т
акая бесконтрольность процветает после всех прошумевших взрывов.

   Порадовал только Павелецкий вокзал, где»кассовая девушка» потребовала паспорт:

   — А по служебному удостоверению нельзя?

   — Нет, — вежливо ответила девушка.

   — А если я вам так данные скажу?

   — Нет, молодой человек, я же тут не простотак сижу, я отвечаю за продажу билетов и должна выдавать их по паспорту.

   Ну, как говорится, хоть кто-то блюдет буквузакона. Опыт Федорова лишь подтвердил наш грустный вывод.

Ждем граблей?

   Старая, как мир, поговорка «Пока громне грянет, мужик не перекрестится» давно стала неким определениемменталитета среднестатистического россиянина.

   Мы можем интенсивно тереть незаживающуюшишку на лбу, ругать самого себя на чем свет стоит, делать из случившегосяправильные выводы, бить себя пяткой в грудь, мол, больше такого никогда неповторится, и тут же наступать на те же грабли снова и снова.

   Вспомните, сколько говорили о безопасностина транспорте после терактов в метро и аэропорту? Даже федеральный закон ФЗ-№16″О транспортной безопасности» приняли.

   По нему, на всех вокзалах и даже кое-где привходах в метро поставили «металлорамки». Правда, непонятно, зачем.Ведь ключи от дома почти у каждого пассажира. В результате людские пробки привходах. Ничего проще очередному смертнику вклиниться в самую гущу народа ипривести в действие пояс шахида.

   А эти газовые анализаторы, которые одновремя выдали тогда еще милиционерам, дежурящим на станциях метро и вокзалах? Сними любого деревенского мужика или дачника, который намедни из печки золувынимал или азотные удобрения в землю кидал, хватай и тащи на экспертизу, какпотенциального подозреваемого в изготовлении взрывчатки (практически всевзрывчатые вещества изготавливаются на основе азотистых соединений).

   Очередной проформой того же закона стали иправила покупки билета на междугородний автобус. Ведь в паспорте нет отметки,что я «террорист». Если рассуждать здраво, проверять нужно мой багажи обыскивать с ног до головы. 

   Впрочем, как объяснили «МП» вМинтрансе Подмосковья (именно эта организация официально занимаетсямеждугородними перевозками пассажиров и отвечает за их безопасность), покупкабилета по паспорту необходима для того, чтобы идентифицировать пассажира, этоего регистрация.

   Но даже эту формальную меру никто невыполняет. Ни государственный транспортный департамент, ни частныекомпании-перевозчики.

   В этом лишний раз убедился, когда отправилсяна автовокзал в Выхине. Зал ожидания тут совсем небольшой: несколько окошек дляпродажи билетов да два десятка кресел у стены. Никакой очереди. Встал рядом сокошком кассира и стал наблюдать, как покупают билеты другие пассажиры.

   Вот молодая мама с ребенком и дорожнойсумкой через плечо:

   — Взрослый и детский до Рязани, — говоритженщина и получает два билетика. Без всякого паспорта. Так мимо меня проходитеще человек пять: деньги — билет — сдача — на выход.

   До отхода рязанского автобуса еще полчаса.Присаживаюсь рядом с молодой мамой.

   — Извините, а что, сейчас паспорт припокупке билета не требуется? — спрашиваю ее.

   — Первый раз об этом слышу. Но на»Выхино» паспорта никогда не спрашивали, хотя езжу в Москву и обратнодовольно часто.

   Да уж. Может, хотя бы при посадке документспрашивают? Иду к автобусу. Рейс на Спас-Клепики должен отправиться черездесять минут. Большой, комфортабельный автобус с мягкими откидывающимисякреслами. Кондиционер и даже телевизор. У входа контролер в форменной жилеткепроверяет билеты. Водитель помогает пассажирам компактно уложить багаж. Никакихпроверок паспортов и тем более содержимого багажа.

   Ну, может, хотя бы на центральном московскомавтовокзале все обстоит иначе?

   Приезжаю на «Щелковскую». Навыходе из подземного перехода, прямо напротив небольшого павильона сразмашистой надписью «Милиция» (именно так!) орет мужик:»Хомель, Хомель, кому на Хомель!» При входе на автовокзал стоитметаллорамка. Чоповец проверяет сумку какого-то кавказца. В углу, у потолка,замечаю глазок видеокамеры. Ну, хоть что-то. Правда, паспорт при покупке билетакассиру предъявлять тоже не надо. Думается, что и поездка в «Хомель»на леваке ни паспорта, ни банковской карты не потребует.

   Кстати, как заверили меня в областном минтрансе,с 1 апреля будет проведена тотальная проверка всех перевозчиков на предметналичи
я системы ГЛОНАСС в кабинах. И если спутниковой системы не окажется,перевозчика пожизненно лишат лицензии на перевозку пассажиров. Правда, будут линаказывать так же за продажу билетов без паспортов и станут ли вводить осмотрбагажа, как это сделано в аэропортах, непонятно. Скорее всего, нет. Для этогонужна соответствующая аппаратура, а значит, немалые затраты. Получается, будемждать очередных «граблей»? Ведь без них ведь у нас никак.

   Андрей ФЕДОРОВ, Никита С. МИТРОХИН.

   

Оставить комментарий