Ждет ли «Дон» автомобильный Армагеддон?

Ждет ли "Дон" автомобильный Армагеддон?

Первый платныйучасток дороги появился на этой неделе в Подмосковье. Это отрезок трассы М-4″Дон» с 48-го по 71-й километр. C середины июня стоимость проезда дляводителей легковушек составит здесь 30 рублей (ночной тариф — 10 рублей). Запроезд «газели» придется отдать 60 рублей днем или 20 рублей ночью.Большегрузные авто оставят здесь 120 рублей за рейс днем и 40 — ночью. Я побывалана месте и ощутила прелести нововведения.

   У турникетов на 51-м километре трассы»Дон» (это в районе Домодедова) оказалась в 7.35. Подъезд к местуоплаты и пропуска автомобилей виден издалека, через трассу установлена»арка» с опознавательными знаками и прочими соответствующимиатрибутами. Чем ближе к турникетам, тем скорость автомобилей все больше падала.Передо мной притормозили машин десять. Система работает пока в тестовом режиме,то есть бесплатно, тем не менее каждый водитель в своем ряду останавливаетсяперед будочкой кассира, откуда вежливые тетеньки просовывают вам»нулевой» чек и маленький буклет со схемой платной трассы и указаниемсъездов. За порядком в «колеях» следят дядьки с дубинками. Чтобыдобраться на своем авто до желанного кассового окошка, потратила минут восемь.И это еще до начала часа пик — и не к Москве, а от нее. Понятное дело, что наполосе «в Москву» и часов в девять здесь будет совсем инаяскученность.

   А в пятницу вечером с участием дачниковситуация превратится в нечто, напоминающее таможенные посты при пересеченииавтомобилистами российско-украинской границы в сезон отдыха на море.Представить себе еще летнюю жару на самом ее пике… Мало не покажется. Хотя,конечно, это я на своей старой машиночке — реальные пацаны будут здесь пыхтетьна внедорожниках с кондиционерами. Им и установленная плата деньгами непокажется. Хотя от пробки, безусловно, озвереют все: и покруче статусом, ипомельче.

   Но вот наконец свобода, символическая оплатапроизведена, шлагбаум открыт. Машина набирает скорость, и через минуту-другуюощущаю себя… нет, не в полете, а как будто в вибромассажном кресле: машинамелко дрожит, а с ней и мое бренное тело, даже в голове мерзко дребезжит.Странное покрытие на обновленной дороге, очень странное, как будто в мелкихпупырышках. Специалисты говорят, что в ходе реконструкции участка использовалсяне асфальтобетон, а цементобетон. Он дешевле и долговечнее, однако оченьстрадает от шипованной резины, которую мы так любим надевать в осенне-зимнийсезон, но и летом, без всяких шипов, плавности езды явно не способствует.Хорошо, что платный участок — всего 23 километра, а то от долговременнойвибрации на таком покрытии недолго и все мозги растрясти. Да и стыков на трассе(а может, это что другое?), где машина слегка подпрыгивает со звуком»тыдыш», тоже хватает. И это- новяк, прости господи?!

   В таком примерно режиме пересекла рекуСеверку и решила возвращаться, для чего съехала в районе Барыбина на староеКаширское шоссе. Это, кстати, бесплатный дублер трассы «Дон» -двухполосный, со светофорами и неизбывными пробками. Качество дорожного полотнана нем в районе Барыбина оставляет желать лучшего. Немного дальше встречаютсянесколько участков с новым асфальтовым покрытием. По справедливости, оно здесь,в отличие от платной трассы, оказалось весьма гладким и комфортным. ВластиПодмосковья обещали старую Каширку поддерживать в нормальном состоянии. Хорошобы, поскольку этот путь обязательно понадобится теперь жителям того же Барыбина:им отныне придется ехать по старому Каширскому шоссе — девять километров в однусторону или одиннадцать в другую до пунктов взимания платы, чтобы выехать натрассу «Дон». «Автодор», который командует парадом наплатном участке, объясняет это соображениями безопасности: выезжать откуда-тосбоку с малоприметной дороги на трассу, по которой автомобили несутся соскоростью больше 100 километров в час, конечно, небезопасно. Но и переминатьсяв вечных пробках на старой Каширке — тоже небольшое удовольствие. Редковстречающийся деревенский люд на мои вопросы только махал рукой и матерился,честя проклятый капитализм и его недобрую маму.

   — На мой взгляд, идея создания платных дорогв России ущербна, — прокомментировал ситуацию нашей газете председатель Обществазащиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. — Ктому же получается, что это будут не новые дороги, а реконструированные. Вообщенаша страна — единственная среди нефтедобывающих государс
тв, которая не можетрешить свои бюджетные проблемы. В большинстве нефтедобывающих стран не толькодороги, но и вся социалка, здравоохранение, образование существуютисключительно за счет государственных средств. А мы в случае с платнымиавтодорогами ссылаемся на опыт стран с совершенно иной экономикой. Думаю, что употребителей с появлением платных дорог появится немало проблем. У нас качестводорог регулируется ГОСТами и СНИПами, которые очень часто нарушаются. Почемупотребитель должен за некачественные дороги еще и платить? По идее, он может предъявитьпретензии по поводу некачественной дорожного полотна, потребовать вернутьуплаченные деньги, потребовать возмещения морального вреда и ущерба,нанесенного автомобилю. Мы, видимо, разработаем специальную форму заявления поэтому поводу и разместим ее на сайте нашей организации, чтобы людям было прощевоспользоваться своим правом с минимумом временных затрат.

   Эксперты отмечают: в Европе платных дорог нетак уж много (у таких магистралей всегда есть бесплатный дублер), и ониявляются не панацеей, а существуют лишь для сокращения времени в пути. К томуже стоимость проезда по ним гораздо ниже, чем у нас в стране. В Сербии, Швеции,Швейцарии, Италии и Словакии на платные дороги приходится от 1 до 3 процентоввсех магистралей. Во Франции, Греции, Испании, Чехии, Норвегии, Белоруссии,Турции, Венгрии, Австрии, Ирландии и Польше этот показатель не превышает одногопроцента. В Германии плата взимается только с грузовых автомобилей.

   К тому же стоимость проезда во многихстранах гораздо дешевле, чем у нас. В Псковской области за 60 километров путиот Невеля до Усвят надо отдать почти 200 рублей, что равняется 5 евро. А всоседней Белоруссии примерно за каждые 150 километров Минской трассы (она покачеству приближается к европейскому автобану) берут около 0,8 доллара -примерно 24 рублям. В Турции езда по платным дорогам в четыре раза дешевле, чемв России. Принятые не так давно поправки в федеральный закон о платных дорогахусугубили ситуацию, позволив властям любого уровня делать из бесплатных трассплатные (и целиком, и частями). Цены здесь не регламентируются — выходит, чторегиональные чиновники могут устанавливать их по своему усмотрению.

   Одна радость водителям: на всем участкеплатной трассы предусмотрено освещение, а это очень важно для летящих в ночи наскорости автомобилей. Есть также здесь и пункты экстренной связи, но приналичии мобильных телефонов у граждан это выглядит не судьбоносно. Расширениетрассы приблизило к дороге населенные пункты: чтобы оградить их от шума и пыли,по бокам платного участка установлены шумозащитные экраны. Это, конечно, неочень красиво и не позволяет пассажиру (водителю-то надо за дорогой следить)любоваться окрестностями.

   А тем временем есть сведения, что на трассе»Дон» появятся новые платные участки. Неужели перспектива оплачиватьдолгие километры плохих российских дорог будет неизбежна и столь масштабна?

   К тому же еще осенью прошлого годавице-премьер Игорь Шувалов на открытии V Тихоокеанского экономическогоконгресса во Владивостоке говорил о возможном строительстве платных дорог безбесплатной альтернативы, ссылаясь на случаи экономической необходимости,коммерческого интереса и спроса на появление платных трасс. И что же в такихситуациях будут делать жители таких населенных пунктов, как Барыбино?

 

 

Оставить комментарий